Duolingo — самый популярный ресурс для изучения иностранных языков в мире. Более того, он совершенно бесплатный!

RadioMedicus

Латинский язык (lingua latina) - урок 3 [перезалив]

RadioMedicus

Урок от 31.07.2015 перезалит, так как при редактировании он был случайно удалён с форума, во второй пункт по просьбе изучающих добавлены транскрипции.


Vos saluto! (Приветствую вас!) Уже третий раз мы вместе изучаем латинский язык. Сегодняшний урок получился достаточно насыщенным информацией, и чтобы не заскучать от грамматики, я решила поделиться с вами статьёй из энциклопедии своего детства "Отчего, почему и зачем?" 1999 года издания, которой нет в интернете (рука не поднялась выбросить эту замечательную книгу, и, как сейчас оказалось, абсолютно не зря). Статья написана доступным языком и выдвигает очень интересную версию гибели древнего Рима, а верить в неё или нет - исключительно ваше право. Ну что ж, приступим!

Содержание урока:

1) Почему погиб Рим?
2) Существительные 1-2 склонения, склонение их по падежам;
3) Система местоимений в латинском языке: личные и указательные местоимения.


1) Почему погиб Рим?

К началу 2 века Римская империя достигла наивысшего могущества. Она простиралась от Британии и Испании на западе до Армении и Северной Месопотамии на востоке; от Рейна и Дуная на севере до Сахары и берегов Красного моря на юге.

текст

Столица Рим ("Вечный город") блистала роскошью и великолепием. Центральная площадь (Римский форум) была окружена зданиями из разноцветного мрамора и украшена памятниками полководцам и императорам. В разных частях города возвышались грандиозные цирки, театры, амфитеатры, где устраивали театральные представления, травлю зверей, бои гладиаторов.

NB: Кстати, на достопримечательности древнего Рима можно взглянуть в этой интересной статье.

Но в 3 веке для империи настали тяжёлые времена. Огромные траты на содержание армии, роскошного двора императоров, на зрелища, на подачки беднякам заставляли римских правителей увеличивать налоги, собираемые с населения провинций.

Уже в конце 3 века многие сельские жители бросали свои участки и, образовывая небольшие отряды, громили дома богатых рабовладельцев, римских правителей и их приближённых. Вспыхивали бунты воинов, недовольных тяжёлой службой. После страшной эпидемии чумы многие районы обезлюдели.

В то же время племена Центральной Европы, которых римляне называли "варварами", усилили свой натиск на границы империи. При императоре Валенте (364-378 гг. н.э.) далеко в степях, на востоке от Волги, началось большое передвижение племён. Гунны - народ, ранее кочевавший у границ Китая, - двинулись на запад.

Спасаясь от натиска гуннов, племена западных готов подошли к Дунаю и стали просить Валента дать им убежище. Император разрешил готам перейти Дунай, однако, потребовав сдать оружие. Жадные римские чиновники за взятки оставили готам оружие, но, желая получить от них ещё подарки, не давали им хлеба и не отводили земель для поселения. Готы восстали, разбили римские войска и захватили большую часть Балканского полуострова. На усмирение мятежа двинулся сам римский император Валент со своей гвардией, но проиграл сражение и был убит.

По соглашению с Гонорием (первым западноримским императором после окончательного разделения Римской империи на Западную и Восточную) готы ушли в Галлию, но империя уже была окончательно обессилена. Небольшие отряды наёмных воинов не могли защитить ни сам Рим, ни провинции. В 455 году вандалы ещё более жестоко, чем готы, разграбили Рим. Вождь вандалов Гензерих приказал своим воинам уничтожить то, что они не смогли унести. Многие дворцы и храмы были сожжены, а замечательные произведения древних мастеров переплавлены на металл. До сих пор дикое уничтожение культурных ценностей называется вандализмом.

К 470 году от империи оставались лишь жалкие обломки. В 476 году вождь наёмного отряда германцев Одноакр отнял у последнего римского императора, пятнадцатилетнего мальчика Ромула Августула, знаки императорского достоинства и отправил их в Константинополь. Так был положен конец некогда обширной и могущественной Римской империи...

Историю развала и падения Рима дополнили выводы экологов. В Римской империи особым шиком считалось пользование свинцовой посудой - от кастрюль до рюмок. В свинцовых бутылях хранилось вино, и римляне имели привычку добавлять в него для вкуса виноградный сироп, сваренный в свинцовом котле. Одной чайной ложки такого сиропа было достаточно, чтобы получить хроническое отравление свинцом.

Доктор Джером О. Нрайгу из национального научно-исследовательского института воды в Берлингтоне (США) установил, что древние римляне употребляли в 6 раз больше свинца, чем допустимо по современным медицинским нормам. Отравление свинцом приводило к тяжёлым психическим расстройствам, изменениям личности и умственной деградации. Доктор подсчитал, что лишь за двести лет, с 20 по 220 год Римом правили более двадцати императоров с различными психическими отклонениями. По его мнению, падение Римской империи предрешил... свинец.

2) Существительные 1-2 склонения, склонение их по падежам.

Со склонениями латинских существительных и с тем, как их определять, мы познакомились в предыдущем уроке. Если что-то забыли - обязательно загляните туда :) А сегодня подробно рассмотрим 1 и 2 склонение.

К 1 склонению относятся имена существительные женского рода плюс исключения мужского рода: уже знакомые вам poēta [поЭта] - поэт, naŭta [нАута] - моряк, incŏla [Инколя] - житель, а также pīrāta [пирАта] - пират, agricŏla [агрИколя] - земледелец, scrība [скрИба] - секретарь, писарь - имеющие в родительном падеже ед.ч. окончание -ae (не забываем, склонение определяется именно по родительному падежу):

poeta - [кто?] поэт (им.п.) [поЭта]
poetae - [кого?] поэта (род.п.) [поЭтэ]

charta - [что?] бумага (им. п.) [хАрта]
chartae - [чего?] бумаги (род.п.) [хАртэ]

gutta - [что?] капля (им.п.) [гУтта]
guttae - [чего?] капли (род.п.). [гУттэ]

Ну да здесь трудностей ни у кого не будет :)

Теперь посмотрим, какие падежные окончания имеют существительные первого склонения. Тут надо сразу оговорить, что я буду давать склонение слова по пяти падежам, причём из них важнее всего знать именительный (для определения рода), родительный (для определения склонения и основы существительного) и аблатив. Конечно, если у вас есть время, желание и прекрасная память, никто не мешает выучить все-все-все окончания :) Но речь о том, что зная значение основы слова, основные предлоги и окончания хотя бы трёх-четырёх падежей, вы вполне поймёте, о чём речь в латинских предложениях. При затруднениях или необходимости точного перевода всегда можно обратиться к таблицам. В условиях цейтнота нас обучали именно так.

текст

А вот и наглядный пример. Просклоняем, скажем, слово stella, -ae f [стЭлла] - звезда:

текст

Запомните уже сейчас - падежные окончания присоединяются к основе слова, которая определяется по форме родительного падежа (!) путём отбрасывания окончания! В теме "Существительные 3 склонения" вы на практике поймёте, почему это так важно - формы именительного и родительного падежа могут очень отличаться, а без правильного определения основы не получится верно просклонять слово.

Ко 2 склонению относятся существительные мужского и среднего рода, имеющие в родительном падеже окончание -i, а в именительном - вот такие окончания:

m (мужской род): -us, -er, -os;
n (средний род): -um, on.

Исключение: diaměter, -tri f! [диАмэтэр] - слово 2 склонения, но женского рода.

Примеры:

lupus, -i m [лЮпус]
lupus [кто?] волк (им.п.)
lupi [кого?] волка (род.п.)

puer, -ěri m [пУэр]
puer [кто?] мальчик (им.п.)
pueri [кого?] мальчика (род.п.)

exemplum, -i, n [экзЭмплюм]
exemplum [что?] образец (им.п.)
exempli [чего?] образца (род.п.)

(кстати, сравните с английским словом example).

encephălon, - i n [энцЭфалён]
encephălon [что?] головной мозг (им.п.)
encephăli [чего?] головного мозга (род.п.)

Падежные окончания 2 склонения:

текст

Видно, что окончания различаются в зависимости от рода только в именительном и винительном падеже.

А вот и примеры. Возьмём одно слово мужского и одно среднего рода:

nucleus, -i m [нУклеус] - ядро.

текст

stratum, -i n [стрАтум] - слой.

текст

Если разобраться, всё достаточно просто и понятно :)

3) Система местоимений в латинском языке: личные и указательные местоимения.

В латинском языке довольно интересно обстоят дела с местоимениями. Так, есть четыре личных местоимения: ego (я), (ты), nōs (мы), vōs (вы). Личных местоимений 3 лица (он, она, оно, они) нет. Их функцию выполняют указательные местоимения (о которых подробно чуть ниже). При латинском глаголе личные местоимения обычно не ставятся, лицо определяется окончанием глагола (изучающим итальянский, испанский, португальский языки знакомо данное явление).

текст

В именительном падеже личные местоимения употребляются, когда на них падает логическое ударение. Например, в противопоставлениях: "Ego scribo, tu legis" (я пишу, ты читаешь). В начале писем древние римляне использовали фразу: "Si tu vales, bene est. Ego valeo." - "Если ты здоров - хорошо. Я здоров."

Формы nostrum и vestrum употребляются, когда надо выделить какую-то часть. Например: multi nostrum - многие из нас, quisque vestrum - каждый из вас.

Нередко с личными местоимениями употребляется усилительная частица -met:

egomet - я сам;
nobísmet ipsis - нам самим.
(сравните с myself, ourselves в английском языке).

Иногда добавляется усилительный суффикс -pte:

suapte manu - своей собственной рукой;
mepte - меня самого.

Итак, мы узнали, что 3-го лица у личных местоимений нет, а их заменяют указательные местоимения. Всего имеется 6 указательных местоимений с родовыми отличиями:

1) Hic, haec, hoc - этот, эта, это; обозначает близкий предмет, само собой разумеющийся, находящийся или имеющий отношение к первому лицу (ко мне, нам). Аналог в английском языке - this, в итальянском - questo: hic liber - эта книга (что у меня), haec scatŭla - эта шкатулка, плоская коробочка (которая возле нас), hoc pocŭlum - этот стакан, бокал (из которого я пью).

2) Iste, ista, istud - (э)тот, (э)та, (э)то. Используется сравнительно редко. Указывает на предмет, имеющийся у 2-ого лица (у тебя, вас). Iste liber - (э)та книга (которая у тебя), ista scatŭla - (э)та шкатулка (которая у вас), istud pocŭlum - (э)тот стакан (из которого ты пьёшь).

3) Ille, illa, illud - тот (он), та (она), то (оно). Используется сравнительно часто. Указывает на достаточно отдалённый предмет, или на 3-е лицо, т.е. выполняет функцию отсутствующих личных местоимений этого лица. Ille liber - та книга (которая у него, неё), illa scatŭla - та шкатулка (которая у них), illud pocŭlum - тот стакан (из которого он пьёт).

4) Is, ea, id - тот (он), та (она), то (оно). Эти местоимения очень похожи с местоимениями из предыдущего пункта, но имеют больше "личноместоименную" функцию, а ille/illa/illud - больше указательную. Но это просто рекомендация, а не строгое правило. :) Часто данные местоимения употребляются в придаточных определительных предложениях, таких выражениях как "id, quod..." - "то, что...". В аблативе (отложительном падеже) они могут иметь другие значения: ea - там, eo - потому, там, так.

5) Ipse, ipsa, ipsum - сам (самый), сама (самая), само (самое). В основном используются, когда в сложных предложениях надо повторить, что подлежащее то же самое, что и раньше; в этом случае переводится как "он", "она", "оно". Религиозный пример:

"Et conversus est super eum Deus, quia Ipse est convertibilis, misericors." - "И обратился к нему (Адаму) Бог, потому что Он (Бог) обращающийся, милосердный."

Здесь видим: Ipse в придаточном предложении указывает на то же подлежащее, что и в главном (Deus - Бог). Если бы мы хотели иначе закончить свою мысль: "И обратился к нему (Адаму) Бог, потому что Он (Адам) такой-то и такой-то...", уместно было бы употребить ille (см. п.3) вместо ipse. В русском языке первое предложение "И обратился к нему Бог, потому что Он обращающийся, милосердный" без пояснений в скобках звучало бы двусмысленно, ибо непонятно сразу, кто из них обращающийся и милосердный - Бог или Адам? А в латинском предложении всё ясно по местоимению. :)

6) Idem, eadem, idem - тот же самый, та же самая, то же самое (формы мужского и среднего рода совпадают.) Функция та же, что и в русском языке.


Как всегда, жду в комментариях ваши вопросы, замечания и пожелания.

Источники - учебное пособие по латинскому языку и основам медицинской терминологии кафедры иностранных языков ***ского Государственного Медицинского Университета, сайты http://www.lingualatina.ru , http://www.lingvokit.com, http://latinista.tk.

Предыдущие уроки:
Латинский язык (lingua latina) - урок 1
Латинский язык (lingua latina) - урок 2

Следующие уроки (обновляется):
Латинский язык (lingua latina) - урок 4.1
Латинский язык (lingua latina) - урок 4.2
Латинский язык (lingua latina) - урок 5.1
Латинский язык (lingua latina) - урок музыкальный
Латинский язык (lingua latina) - урок 5.2
Латинский язык (lingua latina) - урок 5.3

3 года назад

1 комментарий


vaskristy

Очень помогли уроки, спасибо большое!

2 месяца назад